В некоторых странах проезд бесплатный для легковых автомобилей с местными номерами, но платный для иностранцев и грузовиков. В Украине говорят о строительстве концессионных дорог с 1999 года. По обещаниям нынешнего главы «Укравтодора», первые платные дороги в стране начнут строить с 2018-го. Сайт «Сегодня» разобрался, где и на каких условиях построят первые концессионные трассы в Украине, передает Хроника.инфо со ссылкой на autodriving.net.
Концессионные дороги строят частные компании, затем 30-50 лет содержат их и собирают с автомобилистов плату за проезд. Преимущество платной трассы в том, что она качественней и короче бесплатной, и скорость движения по ней выше. При это такие автобаны – альтернатива существующим дорогам.
В мае 2015 года «Укравтодор» объявил конкурс на строительство первой в Украине концессионной дороги Львов – Краковец. Но уже в сентябре 2015-го конкурсные заявки двух претендентов отклонили из-за несоответствия критериям. Эту дорогу обещают построить еще с 1999 года.
По последнему заявлению и.о. главы «Укравтодора» Славомира Новака, первые платные дороги появятся между Киевом и Белой Церковью, а также между Краковцом и Львовом, а строить их начнут с 2018 года. Именно на этих участках достаточный поток автомобилей, который заинтересует инвесторов, считают в ведомстве. При этом отрезок дороги от польской границы в будущем войдет в трансъевропейский коридор между портами Гданьска и Одессы GО Highway.
«Как показывает мировой опыт, концессионерам интересны дороги со средним трафиком не менее 18-20 тысяч автомобилей в стуки. Лучше всего под этот критерий подходит проект соединения Львова с границей Польши, то есть проект Львов-Краковец. Кроме того, по моему мнению, может быть интересен частным инвесторам проект строительства нового автобана между Белой Церковью и Киевом. Здесь можно построить новую платную концессионную дорогу, а действующая трасса будет ее бесплатной альтернативой. Также могут быть интересны концессионерам некоторые участки окружной дороги вокруг Киева», – заявил РБК Славомир Новак.
Стоимость пользования платной дорогой в Украине называть еще рано. Сейчас даже не проводятся конкурсы на строительство платных автобанов. В Австрии, например, плата за пользование дорогой на 10 дней стоит 8,9 евро. В Болгарии – восемь евро за семь дней, в Молдове – четыре евро.
Однако бума платных дорог в Украине ждать не стоит, поскольку в стране не большая интенсивность движения по дорогах, говорят эксперты. Как рассказал «Сегодня» советник главы «Укравтодора» Александр Кава, в Украине платные дороги будут выгодны только на подъездах к крупным городам.
«Каких-то масштабных проектов, например, автобанов через всю страну на условиях концессии, у нас частные инвесторы строить не будут. И причины здесь довольно объективные: низкая плотность населения страны и низкая покупательная способность. Высокий трафик есть только на подъездах к городам-миллионникам. Максимум по стране сейчас можно сформировать портфель из пяти реальных проектов не более», – говорит Кава.
Нынешний закон о концессиях не гарантирует инвестору окупаемость вложений. Строителю платной дороги нужна уверенность, что по трассе будет ездить как минимум 18 тысяч автомобилей. Иначе компания будет нести убытки. По словам Александра Кавы, новый проект закона уже готов, депутатам осталось за него проголосовать, а затем можно вести переговоры с частными компаниями.
«Уже подготовлен проект изменений в закон о концессиях на автомобильные дороги. Нынешнее законодательство не привлекает потенциальных инвесторов и не позволяет окупить вложения в подобные проекты. Как показывает опыт стран Европы, в таких договорах государство должно давать гарантию трафика. Без них ни один инвестор вкладывать в проекты концессионных дорог не будет», – отметил Кава.
В проекте закона о концессиях вводится понятие гарантии. Государство будет гарантировать выделение под строительство дороги земли. А компания обязывается построить на этом участке автобан. Согласно законопроекту, правительство будет гарантировать компании, что поток автомобилей на дороге будет на уровне, который обеспечит прибыльность проекта. Если нужного трафика не будет, госбюджету придется компенсировать убытки. Платной трассой определенный период, лет 30-50, будет владеть только компания-строитель. Затем дорога перейдет государству.
«Если трафика будет недостаточно, государство должно компенсировать инвестору разницу между доходами и уровнем, который инвестор смог собрать за счет потока на дороге. Это работает во всех европейских странах, которые воплотили проекты на условиях концессии. Размер компенсации будет указываться в договоре между правительством и концессионером», – добавляет Александр Кава.
Источник: