Кабинет министров Украины будет бороться с аварийностью на дорогах в 9 направлениях: начиная от качества инфраструктуры дорог до медицинского обеспечения участников аварий. Об этом свидетельствуют данные Стратегии повышения уровня безопасности на дорогах до 2020 года, пишет Хроника.инфо со ссылкой на Autonews.
речь идет об усилении на законодательном уровне ответственности за нарушения в сфере дорожного движения;
создании единой информационной базы данных, объединяющей информацию о ТС и мерах ответственности, примененных к водителю или перевозчику;
создании механизмов проверок технического состояния ТС непосредственно на дорогах, а также избирательных проверок водителей на предмет наркотического или алкогольного опьянения;
реформировании механизма сдачи экзаменов с целью оценки кандидата на получение права вождения ТС в контексте его физического и умственного развития на уровне, достаточном для управления автомобилем;
создании Дорожной полиции и внедрение автоматизированной системы фиксации правонарушений;
создании бюджетного фонда обеспечения безопасности дорожного движения, источником наполнения которого будут штрафы и другие санкции, применяемые к участникам дорожного движения.
Речь идет и о пунктах проверки автомобилистов, где будут тестировать на алкоголь практически всех водителей.
Не исключено, что к 2020 году нетрезвое вождение и частично криминализуют, то есть за него будет не административная, а уголовная ответственность.
К неприятным для водителей новшествам, также можно отнести и планы по возврату ТО автомобилей. При этом, техническое состояние транспортных средств хотят проверять непосредственно на дорогах.
Но, как и в случае с проверками на алкоголь и наркотики, здесь существует определенная несогласованность с положениями действующего законодательства.
Дело в том, что правовые основания для остановки определены статьей 35 ЗУ «О Нацполиции». К ним отняться, в частности, совершение водителем нарушения ПДД или же наличие информации, свидетельствующей о причастности лица или ТС к правонарушениям.
«Указанный закон не предусматривает как основание для остановки необходимость проверки состояния авто или водителя. Но не исключаю, что в случае принятия Кабмином данной программы, в действующие законы, регламентирующие права и обязанности полиции, могут быть внесены соответствующие изменения», — заметил юрист Антон Диденко.
Есть вопросы и к другим положениям стратегии. К примеру, если с контролем за использованием ремней безопасности, шлемов и детских автокресел все ясно, то дискуссия о целесообразности и законности возобновления автоматической фиксации правонарушений ведется уже не первый год.
Камнем преткновения в фотофиксации нарушений является презумпция невиновности — за рулем автомобиля может находиться не собственник (которого оштрафуют), а другой человек. В то же время, Европейский суд признает необходимость распространения презумпции невиновности лишь на те виды административных проступков, наказания по которым по своей тяжести приравниваются к уголовным.
Точка была поставлена путем внесения изменений в Кодекс Украины о админправонарушениях — статьи 14-1 и 14 в нынешней редакции гласят, что собственник ТС может быть привлечен к ответственности на основании результатов автофиксации.
Однако, он имеет право предоставить доказательства того, что в момент совершения правонарушения автомобиль находился в фактическом владении других лиц.
Таким образом, говорит Антон Диденко, на сегодняшний день существуют все правовые основы для имплементации системы электронной фиксации правонарушений. А с увеличением полномочий контролирующих органов стоит ждать, что и постановления на водителей начнут выписывать чаще.
Эксперты отмечают, что автомобилистам стоит готовиться не только к увеличению количества штрафов, но и их размеров.
«Целью стратегии является внедрение более существенной ответственности водителей за нарушение ПДД с увеличением размеров штрафов, повысятся требования к возрасту автомобилей, их состоянию и комплектации, будут внедрены регулярные техосмотры и медосмотры водителей», — заметил адвокат Виктор Мороз.
Опасения у юристов вызывает и идея создании отдельного целевого бюджетного фонда для обеспечения безопасности дорожного движения, наполнение которого будет осуществляться из бюджетных поступлений от штрафов.
«В условиях хронического бюджетного недофинансирования в Украине, такие меры могут привести к тому, что контролирующие структуры будут стараться выполнять доведенные до них планы о количестве штрафных сборов», — говорит Антон Диденко.
Определенной критики заслуживает также перспектива изменения порядка получения прав в контексте оценки умственных способностей претендента.
«Проблема в том, что на сегодняшний день в научном мире отсутствует единое понимание того, как работает человеческое мышление. Оценка таких показателей, как коэффициент интеллекта в единицах измерения IQ по наиболее известным методикам, как-то методика Айзенка, также часто поддается критике исследователей на предмет ее объективности», — добавил Диденко.
При таких обстоятельствах, ограничение права на вождение транспортного средства на основании таких методик оценки может быть трактовано как дискриминация, говорят юристы.
Источник: