Прежде чем отправиться в магазин, нужно изучить “матчасть”. А именно: вспомнить, какие диски вообще бывают и какие из них по параметрам или условиям эксплуатации подходят конкретно вашей машине.
Об этом рассказал ведущий эксперт автосервиса Владимир Кладничкин, передает Хроника.инфо со ссылкой на Авторамблер.
Заблудиться в разновидностях колесных дисков сложно. Есть всего три основных типа – цельные, составные, а также стальные. Последние мы специально выделим в отдельный класс, хоть они конструктивно и относятся к составным дискам.
Несмотря на то что стальные (или штампованные) колесные диски имеют, откровенно говоря, неэстетический внешний вид, в автомобильном мире они пользуются очень высоким спросом. “Штамповки” ставят на бюджетные комплектации доступных автомобилей, а также на разношерстный коммерческий транспорт (грузовики, строительная техника, автобусы и т.д.) И это весьма логично: cтальные диски при достаточно высокой прочности имеют низкий ценник. Плюс после попадания в яму поврежденную “штамповку” можно легко и дешево отремонтировать (стальной диск не разрушается, а гнется). Правда, есть и минусы: штампованные диски тяжелые, сильно подвержены коррозии, а также плохо балансируются.
Штампованный диск делают, как несложно догадаться, при помощи оборудования для штамповки и сварки (смотрите видео выше). Чтобы “слепить” диск, достаточно двух заготовок. Это “тарелка”, где расположены отверстия под ступицу, и обод.
А вот самые популярные диски – цельные (односоставные), имеющие монолитную конструкцию (читай – из одного куска металла). Они производятся из алюминия с необходимыми добавками, а также из различных сплавов на основе магния или титана. Таким колесам практически не страшна коррозия, а технология их изготовления позволяет экспериментировать с самыми смелыми дизайнерскими решениями.
Если углубляться, то можно выделить два вида цельных дисков — литые и кованые. Если первые изготавливаются путем литья в формы и последующей обработки на станках, то кованые – при помощи горячей штамповки. Такой технологический способ добавляет жесткость и прочность кованым дискам, а также делает их более легкими и, конечно, дорогими. Но и к цельным дискам придраться можно. В частности, после повреждения править их крайне нежелательно, так как изменяется структура сплава и геометрия диска и, соответственно, ухудшаются эксплуатационные качества колеса.
Впрочем, существуют и монолитные диски, для производства которых металл вообще не нужен. Например, карбоновые. Их делают из углеволокна так называемой вакуумной формовкой с последующим запеканием в печи. На выходе получаются прочные, а главное, очень легкие (на 50% по сравнению с коваными) колесные диски. К сожалению, карбон “не любит” точечных сильных ударов и может расколоться на несколько частей. Как вы понимаете, такой диск восстановить уже не получится. А стоят такие колеса очень дорого. Так, к примеру, карбоновые диски изготавливает и ставит на свои гиперкары (примерной стоимостью в $1,5 млн) шведская компания Koenigsegg.
Что касается составных (комбинированных или компонентных) дисков, то первоначально они были разработаны для автогонок в начале 70-х годов прошлого века. Обычно такие колеса собираются из двух или трех частей и крепятся между собой болтами. При этом каждая часть диска может иметь различный материал и метод производства (литье, ковка, фрезерование и т.д.). Подобный подход позволяет увеличить прочность диска, примерно в полтора раза уменьшить его вес (относительно цельных) и увеличить ремонтопригодность.
Прежде всего, обязательно узнайте параметры дисков, которые соответствуют именно вашему автомобилю. Это диаметр центрального отверстия (DIA), диаметр разболтовки, количество отверстий, вылет диска (ET), а также непосредственно его ширина и диаметр. Эту информацию можно легко найти в интернете, посмотреть в инструкции по эксплуатации автомобиля или прочитать гравировку на самом диске. Ко всему прочему, при выборе обязательно нужно примерить диски к покрышкам в так называемых шинных онлайн-калькуляторах, которых полным-полно на просторах интернета. Только помните, диск не должен быть очень широким или слишком узким.
Еще часто автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда оригинальные колеса не нравятся, а диски с точно таким же вылетом (ET) не найти в ассортименте других брендов. В этом случае допустимой погрешностью можно считать ± 2 мм. В идеале, конечно же, брендовый диск должен быть прописан в каталоге применяемости производителя.
“Если вы по какой-то причине решили обновить только один колесный диск, то покупайте такой же или меняйте сразу четыре. Ни в коем случае не ставьте на одну машину разные по диаметру или вылету диски. Это не только незаконно, но и крайне небезопасно”, – поделился советом Владимир Кладничкин, эксперт автосервиса “Вилгуд”.
Плюс не забывайте, что существует масса контрафактных дисков отвратительного качества. И тут есть два способа, как не “попасться”: во-первых, не покупайте очень дешевый продукт, а, во-вторых, выбирайте диски только в известных магазинах с хорошей репутацией. Там реализуют диски, которые прошли обязательную сертификацию. Не поленитесь и спросите у продавца нормативные документы, подтверждающие соответствие всем требованиям безопасности при эксплуатации.
Новые диски из магазина — это хорошо. Но у любого человека (особенно в текущих условиях кризиса) есть желание сэкономить и по возможности приобрести подержанные колесные диски. А, к примеру, на автомобили в возрасте новые диски просто невозможно нигде купить. Как же в этом случае грамотно подойти к покупке?
Главное — не спешить и со всей ответственностью подойти к проверке на наличие дефектов. На вторичном рынке полно предложений от обманщиков, которые выставляют диски как новые, а по факту они оказываются заваренные, прокатанные и сто раз перекрашенные. Такие колеса, скорее всего, имеют нарушенную геометрию, которая не только может угробить подвеску и рулевое управление, но и стать причиной серьезной аварии.
“Подержанные диски не должны иметь каких-либо следов деформаций, ремонта (сварочные швы, латки) и других видимых повреждений. Плюс, если диски продают с надетой на них резиной, то нужно обязательно разбортировать колеса и проверить диски на целостность изнутри, – объясняет Владимир. — Затем необходимо установить каждый диск на балансировочный стенд для проверки на дисбаланс и правильную геометрию. И не забывайте, что лучше выбирать диски без серьезных повреждений лакокрасочного покрытия, поскольку окраска каждого диска обойдется недешево”.
Источник: