Не все жители нашей страны пока могут позволить себе автомобиль. Тем более часто бывает, что машина нужна не постоянно, а ситуативно — чтобы съездить на дачу, “выгулять” родственников из другого города, отправиться в автоэкскурсию на выходные. А иногда случается командировка в другой регион, где придется изрядно поколесить по городам и весям, но бить собственную “лошадку” по дорогам родины — жалко… Во всех этих случаях оптимальный выход для уверенного автомобилиста — взять машину в аренду. Тем более что этот европейский подход к решению проблем в последнее время стал для нас проще и доступнее: открывается все больше компаний, сдающих транспорт напрокат: от автомобилей экономкласса (малолитражек) до премиальных дорогих “каров” и внедорожников. Эксперты разобрались в этом вопросе и подсказали, как безопасно арендовать авто в Украине, передает Хроника.инфо с ссылкой на Сегодня.
Арендовать машину можно как с водителем, так и без, у известной компании с именем в Европе, у украинской фирмы или просто — у частника. В каждом случае есть свои особенности и подводные камни, о которых рассказали владелец прокатной компании Виталий Франк и сдающий авто частным образом Сергей Гениченко.
“Европейцы предпочитают компании, известные во всем мире, пусть это и несколько дороже. Украинцы обращаются и в локальные компании”, — рассказывает Виталий.
Чтобы взять авто у компании, которая занимается сдачей в аренду официально, у вас потребуют водительское удостоверение со стажем не менее двух полных лет, паспорт (возраст арендатора должен быть не менее 22 лет) и идентификационный код, у иностранца — плюс миграционная карта.
Обязательным является залог: в зависимости от автомобиля он может составлять 400—2000 долларов или евро. Мировые компании, работающие на отечественном рынке, требуют наличие банковской или кредитной карты, залоговая сумма на которых блокируется на время аренды авто. С отечественными арендодателями можно обойтись и наличкой.
В среднем цена проката автомобиля в сутки колеблется от 20 до 80 долларов у локальных фирм и от 40 до 100 евро у международных компаний. Но в каждом случае возможны скидки: зависят от количества дней, класса автомобиля, истории арендатора и т. д. Существуют и ограничения по пробегу — как правило, 300—450 км/сутки. По возврату авто километраж делится на количество дней, и если машинка “перебегала”, разница оплачивается из расчета $10—30 за 100 км.
Выезжать на оккупированные территории запрещено, для выезда за границу заключается отдельный договор. Обязательное условие — соблюдение ПДР, аккуратное обращение с автомобилем и т. д.
Все авто, которые официально сдаются в аренду, застрахованы как КАСКО, так и ОСАГО, но в каждом случае существует своя франшиза, которая вычитается в случае ДТП из залоговой суммы. Если водитель попал в аварию, ремонт авто оплачивает страховая, но водитель доплачивает свои деньги — франшизу, указанную в договоре, Безусловно, если он не был пьяным — в этом случае ремонт полностью за счет водителя. Любая поломка по вине водителя (не заметил яму, припарковался в дерево и т. д.) оплачивается, как и в случае ДТП: СК плюс водитель возмещает франшизу.
При аренде авто составляется договор, в котором указаны все детали: сумма, размер залога и т. д. В зависимости от условий, машину можно взять либо с полным баком, либо с пустым. Обычно авто требуют вернуть в таком же состоянии, в каком его взяли, либо оплатить стоимость топлива, если не успели заправить. Почти все машины на бензине, реже — на дизеле. За отдельную плату можно получить дополнительные услуги: автокресло, водителя и т. д.
В договоре также нужно указать всех лиц, которые будут водить арендованное авто. Если арендованный “конь” поломается, компания предоставляет машину на замену такого же класса, причем можно потребовать компенсацию за часы, которые вы оказались без “колес” не по вашей вине. А вот если машину забрали на штрафплощадку — оплатить придется как место на площадке, так и полностью аренду за сутки, которые машина простаивала.
Арендуя автомобиль у отчественной компании, есть возможность договориться об определенных условиях, скидках и т. д. Что не пройдет с европейскими фирмами: там правила международные, и ни на какие поблажки или “понимание” рассчитывать не приходится. Если говорить об автопарке, то у европейских компаний он моложе: машины “работают” не более трех-пяти лет. У локальных фирм можно встретить и “старичков” 2010—2011 годов. Правда, “молодые европейцы” чаще на механике — так надежней (сложней сломать), а наши арендодатели могут предоставить и “автомат”.
Взять в аренду машину можно у частника — по объявлению, или договорившись со знакомым. Это делать есть смысл тем, кто готов рискнуть ради экономии. Как и с официальной арендой, стоимость зависит от класса авто: старенький “Ланос” с пробегом 215 тыс. км на газу и бензне можно найти за 2 тыс. грн в неделю. За класс повыше придется выложить от 300 грн/сутки, за внедорожник — от 600 грн.
С частником легче договориться о скидках, да и на пробег в сутки он внимания не обратит. Так что если есть необходимость подработать в такси — берите и работайте. Тем более что у частников машины чаще на газу, что удобно, если решили заняться извозом. Конечно, никакие договоры заключать необходимости не будет, а в крайнем случае — расписка. Арендодатель потребует копии всех документов: паспорта, желательно и украинский и заграничный, идентификационный код, водительское удостоверение. Зачастую преимущество — прописка в Киеве и области. Залоговая сумма — обязательно, в зависимости от класса машины. Минимально, за “Ланос”-пенсионер — 100 евро.
Но такая экономия на стоимости отражается и на безопасности: как правило, машины у частных лиц не застрахованы КАСКО, только “гражданка”, а значит, любой ремонт — за ваш счет. Рискует и арендодатель: гарантий, что арендовавший авто оплатит ремонт в случае ДТП, нет никаких. О машинах на подмену тоже речь не идет: поломалась — чини из своего кармана. Обычно сдающий “коня” предлагает подъехать на СТО, чтобы оценить, по чьей вине поломалась машина. Если нужны дополнительные опции типа автокресла или системы безопасности, нужно искать укомлектованную ими машину.
Арендовать авто у частника лучше, исходя из индивидуальных потребностей. Для надежности позвоните по нескольким объявлениям и выберите самого разговорчивого и отзывчивого арендодателя.
Сдача авто в аренду может стать таким же бизнесом, как и сдача квартиры, только в случае с машиной автовладелец рискует больше: авто могут угнать, разбить и т. д. Как правило, свои машины сдают компаниям-такси либо фирмам-перевозчикам. В этом случае есть минимальная гарантия (фирма сама будет разбираться с виновником, в случае, например, ДТП), но и стоить будет дешевле. Например, если сдавать самостоятельно таксисту можно за 2—3 тыс. грн в неделю, то фирме — лишь за 1 тыс., и это в лучшем случае.
Решив заняться таким бизнесом, постарайтесь максимально подготовить авто к стрессовой ситуации: сломаться может что угодно и в любой момент. Для собственного спокойствия оформите КАСКО, на подержанные недорогие авто она не будет стоить баснословных денег: около 8—10 тыс. грн за “Ланос” с пробегом. Покупая же авто для своего автопарка, берите на механике, от 5 до 7 лет и с пробегом до 150 тыс. — надежней и легче сдать.
Источник: